Центр современной музыки Софии Губайдулиной

Анонсы мероприятий

Новости

17.04.2023

11 апреля в зале Татарской государственной филармонии им. Габдуллы Тукая, в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны», межреспубликанского тура по городам: Уфа, Набережные Челны, Нижнекамск, Ижевск, Казань прошел концерт Симфонической музыки композиторов Башкортостана и Татарстана в исполнении Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, дирижёр Заслуженный артист Республики Башкортостан, главный дирижёр НСО РБ Дмитрий Крюков, генеральный директор Артур Назиуллин.

Открыла концерт премьера Симфонической сказки «Гульчечек» Ильгама Байтиряка, программное сочинение, возникшее как отражение драматургии татарской народной сказки. Первая буколическая половина сказочной сюиты сменяется энергичными мотивами городского фольклора, немного неожиданно вытесняющего основную созерцательную часть, но приводящего к неопровержимо счастливому концу, выраженному ярким и светлым мелодизмом, характерным для композитора.

Созерцание природы — естественного продолжения души, является проекцией первичного художественного образа татарской музыки. Гармоничное восприятие мира, выбор пасторали как эталона, нравственного камертона и фона для душевных коллизий, отраженных в сочинении, — наиболее распространенный художественный образ отечественных национальных композиторов. Следующим является образ скачек или всадника, скачущего, в одиночестве или в обрамлении войска, сражающегося с врагом или мирно пересекающего пространство, в силу своей кочевой сущности. Это не простая визуализация исторической военной или бытовой традиции, это форма решения внешних и внутренних конфликтов героя, единственное и абсолютное условие, при котором возможна победа над проблемами или врагами. Этим объясняется присутствие ритмичного и драматичного тематизма в произведениях композиторов, унаследовавших логику мышления Великой Степи, микрокосма тюрков. Сцена народного праздника, коллективного труда или гимнического восторга жизни является третьим характерным непременным образом драматургии музыкального творения.

Премьера Поэмы для большого симфонического оркестра «Печаль моя благословенна» молодого башкирского композитора Лидии Ризвановой впечатляет богатым арсеналом выразительных средств, тембров и ритмов, художественных приемов. Фольклорная, чрезвычайно красочная экспозиция преобразуется в трагичный и пафосный, завораживающий красотой и проникновенностью, национальный, гимнический финал, погружающий в размышления о судьбе народа, его испытаниях и победах.

Симфоническая поэма Ильяса Камала «Карурман аша», памяти Ильгама Шакирова создана вполне в традициях татарской академической музыки, содержит все непременные этапы развития мелодии и программного сюжета, но в ней обозначился новый этап мышления композитора — философа, структура поэмы зримая и понятная каждому слушателю. Образ великого татарского певца Ильгама Шакирова, преодолевая перипетии непростой жизни, состоящей в непрерывном горении и служении народу, после смерти кристаллизуется в чистую идею. Нежный, бесплотный образ идеи-мелодии-моң сначала витает над миром, а потом снисходит в народ, его культуру, становится частью национальной идеи, неотъемлемым компонентом души.

Симфония №7 Рафаила Касимова, посвященная 60-летию Великой Отечественной войны, очень нетрадиционный по замыслу, монументальный, философский, общечеловеческий меморандум. Мелодизм, ладовый строй симфонии выходит за пределы пентатоники, а дерзкие авторские заявления, которые он кидает слушателям, приближает сочинение к «Гернике» Пабло Пикассо и «Крику» Эдварда Мунка. Симфония начинается из безжизненного хаоса переломанных душ — мелодий, интонаций, последствий ужасной войны. Автор ассоциирует себя со сломанным кураем — образом надломленной войной души башкира, татарина, любого другого человека. Постепенно образ меняется, перед глазами проходят картины воинской славы, упоения битвой. На «золотом сечении» появляется эпизод кровавого разгула, опьянения бойней и властью, потрясающая находка композитора, вопль — предостережение всему человечеству! Финал симфонии, в основе своей рисующей ужасающие последствия чудовищной войны, несколько фальшиво-оптимистичный, словно автора принудили приписать счастливый конец трагедии, где все герои погибли. Изумительные по мелодической красоте картины мирной созидающей жизни резко диссонируют с основной частью и драматургией замысла Рафаила Касимова. Но оставаясь верным себе, автор вплавляет в это радужное великолепие тему из экспозиции — тему «сломанного курая», мимолетно, но упрямо напоминая, что зло никуда не делось, оно — в нас.

Премьера Симфонии № 8 Рашида Калимуллина «Семь сыновей вьюги» стала кульминацией всего концерта. «Семь сыновей вьюги» были заказаны выдающемуся композитору правительством Ингушетии к празднованию 100-летия  Ингушской государственности, и она явилась первой симфонией в истории ингушской профессиональной академической музыки. Симфония программна: «Семь сыновей вьюги» — эпизодические персонажи эпоса, наказанные своим отцом, верховным Богом за помощь богоборцу-бунтарю и превратившиеся по легенде в семь звезд созвездия «Большой Медведицы», вдохновили композитора на новые художественные параллели. Рашид Калимуллин в технике минимализма по-своему раскрывает тему борьбы со злом. Многократно повторяясь, тема медленно качественно трансформируется, словно кристалл переливается огнями спектра. Минималистичная пульсация повторяющихся музыкальных структур создает ощущение движения по вертикали. Мышление автора поднимается на еще более высокие обобщения и художественные абстракции. В основу тематизма симфонии вошли цитаты ингушского фольклора. «Семь сыновей вьюги» — ингушская версия древнегреческого мифа о Прометее, преобразованного на основе национального эпоса «Нарты», о праотцах ингушской нации и героическом преодолении божественных препон, о богоборчестве героя, добившегося лучшей жизни для своего народа ценой нечеловеческих страданий.

В завершении концерта прозвучало сочинение, возникшее в сотворчестве двух музыкальных личностей: классика башкирской академической музыки Хусаина Ахметова и яркого, талантливого дирижера Дмитрия Крюкова, являющегося также прекрасным ведущим своих концертов. Премьера симфонической картины «Урал-батыр», написанная на основе башкирского эпоса Хусаином Ахметовым в виде музыки к спектаклю и в дальнейшем преобразованная в нынешнюю семичастную форму, представляет собой монументальное эпическое полотно в традициях русской академической музыки. Интересен марш, расположенный на точке кульминации поэмы. В нем башкирская тема звучит искаженно, с вкраплением второй низкой ступени, мрачно и исступленно, вызывая ассоциации с трагическими маршами Густава Малера. Очевидно, эта находка более поздней интерпретации музыки, вносит сильный контраст с традиционными образами башкирской классики, при этом усиливая драматизм и глубину симфонической картины.

Проект, инициированный Национальным симфоническим оркестром и Союзом композиторов Республики Башкортостан, поддержанный Союзом композиторов Республики Татарстан, проходит уже не в первый раз. Срез современной, академической, профессиональной музыки, представленный в прекрасных сочинениях композиторов обеих Республик, вдохновенно исполненных Национальным симфоническим оркестром Республики Башкортостан, блестящим дирижёром Дмитрием Крюковым не оставил равнодушным зал Татарской филармонии. Зрители стоя приветствовали исполнителей и авторов. Проект внес неоценимый вклад в историю дружбы и взаимопроникновения культур между народами, в историю музыкальной культуры России.

Автор: Зульфия Асадуллина

На фото слева направо: Артур Назиуллин, Ильгам Байтиряк, Дмитрий Крюков, Рашид Калимуллин, Лидия Ризванова, Ильяс Камал, Кадим Нуруллин

Источник "Музыка России" https://music-gazeta.com/2023/04/12/simfonicheskaya-muzyka-kompozitorov-bashkortastana-i-tatarstana-prozvuchala-v-kazani/

Поделиться