- 25.09.2024; 18:30 Концерт «Киномузыка»
Новости
Посвящается Софии Губайдулиной (Расширяя пространство фестиваля)
В Казани на днях завершился XIV Международный фестиваль «Звучащий дом Софии», приуроченный ко дню рождения Софии Губайдулиной. Он стал продолжением предыдущего фестиваля, поскольку в его насыщенной программе из 10 концертов (с 24 октября по 1 декабря) четыре концерта состояли полностью из произведений 24-х молодых композиторов-победителей (из 17 стран), принявших участие в проходившей весной творческой лаборатории-конкурсе «SynesthesiaCompositionWorkshop-2023», связав ее начало и достойное завершение. По словам Лейлы Монасыповой, художественного руководителя Центра современной музыки (ЦСМ) Софии Губайдулиной в Казани, «впервые фестиваль объединил в одно временное пространство традиционные концерты современной музыки и концерты из сочинений молодых композиторов (участвовавших в лаборатории) во всем их жанровом, стилистическом и исполнительском многообразии». Куратором лаборатории выступил молодой композитор Роман Пархоменко, сумевший благодаря своей недюжинной энергии и энтузиазму собрать для участия в этом проекте молодых композиторов со всего мира, а также казанских исполнителей.
Фестиваль традиционно представляет основные сферы деятельности ЦСМ: научную, образовательно-просветительскую и концертно-
исполнительскую. Все они направлены на продвижение современной академической музыки и творчества Губайдулиной.
В рамках фестиваля и предваряя его, прошла IV Международная научно-практическая конференция «Губайдулинские чтения», которая была посвящена теме «Звуковые пространства Софии Губайдулиной» и состоялась традиционно 24 октября, в день рождения композитора. В ней приняли участие ученые, молодые исследователи и композиторы из России (Москва, Астрахань, Нижний Новгород, Оренбург, Казань, Уфа и др.) и Белоруссии. Программа конференции отличалась разнообразием представленных тем: от музыкального языка, инструментального театра и киномузыки до специфики хоровых сочинений, исполнительских проблем и синтеза восточных и западных традиций в творчестве Губайдулиной.
Значение научной конференции сформулировал в своем приветственном слове ректор Казанской консерватории В.Р. Дулат-Алеев: «Губайдулинские чтения создают свою традицию изучения творчества Губайдулиной и, одновременно, вокруг этого имени собирают наше культурное пространство». Он также отметил важную роль самого ЦСМ (с его руководителем Л.И. Гарифуллиной и коллективом музыковедов), сохраняющего наследие композитора и сам дом композитора, ставший средоточием концентрации творческой энергии в Казани.
Очень трогательными стали слова самой Софии Асгатовны, написавшей смс-сообщение к участникам конференции: «Для меня это большой подарок. Я чувствую ваше тепло и любовь. И желаю вам успехов в ваших исследованиях». Все присутствующие на конференции были благодарны ощущению сопричастности, что в день рождения композитора приобщились к ее жизни, словно каждый получил от нее весточку.
В завершение конференции был показан документальный фильм «Диалог: Я и Ты. Композитор София Губайдулина», снятый по материалам записи беседы с композитором во время посещения Софии Асгатовны сотрудниками ЦСМ в Аппене в 2019 году. На экране Губайдулина рассказывает о себе, о своем детстве, о том моменте, когда она почувствовала связь с Богом, о своей жизни. Пронзительно звучат ее слова: «Творчество продолжает дело Творения» или «На стержне единения мы не можем быть пессимистами». Соединение рассказа композитора с ее музыкой из грандиозной оратории «О любви и ненависти» и Третьего скрипичного концерта «Диалог: Я и Ты» производит сильнейшее впечатление. Кроме того, своеобразным музыкальным приношением ко дню рождения композитора стал небольшой концерт с музыкой Баха, Губайдулиной и Слонимского в исполнении Анастасии Ведяковой (скрипка, Москва) и заслуженного артиста РТ Андрея Каминского (виолончель, Казань).
Что касается собственно фестиваля, то он начался в Органном зале консерватории концертом, в котором творчество Губайдулиной проходило «красной нитью». В концерте принял участие Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), в очередной раз порадовав казанских слушателей – поклонников новой музыки. Действительно, ансамбль – давний друг Центра современной музыки и, как сказала музыковед Виктория Коршунова, директор МАСМ и ведущая концерта: «Казань – для нас второй родной город, и трудно сказать, где мы чаще выступаем – в Москве или в Казани».
Наиболее яркое впечатление на слушателей произвело сильное по энергетике сочинение «Sapiente» Эльмира Низамова для скрипки, виолончели и фортепиано (посвященное Софии Губайдулиной), в котором используется ее тема, – философское размышление о жизни, аскетическими средствами переданное движение от хрупкого чистого начала к мощной кульминации и возврат к истоку.
Впервые казанские слушатели услышали сочинение композитора из Нижнего Новгорода Марка Булошникова для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели «Песня сторожа», решенное в театральном ключе. Как некий сон с навязчивым мотивчиком (из баховских интонаций), тихо повторяющимся в разных вариантах много раз на фортепиано, причем другие инструменты большей частью хранили молчание, и лишь два-три раза сыграли пару аккордов. Впервые в Казани прозвучала и пьеса композитора Дмитрия Капырина «Колыбельная ветру» (для такого же, как в пьесе Булошникова, состава), показавшаяся несколько аморфной, словно масса осколков, которые так и не смогли стать целым.
Пронзительным финалом концерта стало произведение Губайдулиной In Croce для виолончели и органа. Ольга Демина (виолончель) и Михаил Дубов (орган) мастерки исполнили эту пьесу, передав драматизм Евангельской истории. Тронуло звучание виолончели, с напряженной живой интонацией и богатое красками.
Программа следующего концерта – в зале Союза композиторов – состояла исключительно из произведений шести молодых композиторов, участников лаборатории «SynesthesiaCompositionWorkshop-2023». Среди них: Себастьян Пафундо (Аргентина), Франческо Соттиле (Италия), Джанни Бенчич-Григоре (Перу-Великобритания), Фархад Бахтияри (Казань), Лукас Сухарев (Москва) и Карина Нестерук (Санкт-Петербург). Исполнители – МАСМ.
Особо выразительно прозвучало произведение Фархада Бахтияри «Хабибѐ» для альтовой флейты, бас-кларнета, фортепиано и виолончели. Как прокомментировал сам композитор, эта пьеса была вдохновлена поэзией ал-Кадыйри, в которой много раз повторяется слово «хабибѐ» («возлюбленная»). Написанная в духе восточной импровизации, она начинается с прихотливой мелодии (у соло флейты), которая затем варьируется, наслаивается и повторяется у всех инструментов ансамбля. Такая музыка дает исполнителям возможность наиболее эмоционально выразить себя, и для слушателей она в большей степени привлекательна. Чувствовалось, что музыкантам и, особенно, Константину Ефимову, исполнителю на флейте, импонирует музыка композитора из Казани. Однако самым ярким произведением концерта стала остроумная, динамичная, основанная на полистилистике, пьеса «Run» Лукаса Сухарева для скрипки, виолончели, бас-кларнета и фортепиано.
Этот концерт высветил явный стилистический контраст между сочинениями российских авторов и зарубежных. Сочинения и Бахтияри, и Сухарева написаны в нашей, российской, традиции академической музыки и контрастируют с современной европейской музыкой, тяготеющей к авангардным техникам.
Но, несмотря на экспериментальный характер, на разную стилистику музыки молодых композиторов, слушатели с интересом погружались в открытие Нового. Безусловно, прелесть современной музыки и для исполнителя, и для слушателя, заключается в том, что она раздвигает границы устоявшегося, принятого, знакомого; новая музыка ставит и тех, и других, в ситуацию, когда до нее нужно дотянуться, почувствовать ее душу, открыть ее смысл, быть первопроходцем. Радостно, что МАСМ’овцы с полной отдачей следуют этой установке.
На третьем, совместном с Казанской консерваторией, концерте фестиваля (в Органном зале) звучала музыка композиторов, участников лаборатории «SynesthesiaCompositionWorkshop-2023», которым выпала редкая возможность написать сочинения для органа и услышать их в исполнении лауреата Международных конкурсов Фариды Нуруллоевой.
Программа концерта получилась интересной и разнообразной по стилистике. Среди сочинений были и сонорные («Stame» Франческо Мариотти, «Самудра» Валентина Бездетко), и перформативные с использованием голоса («Hold your horses» Нины Перович) пьесы, и традиционные по музыкальному языку («Поэма» Лилии Исхаковой) и написанные в авангардных техниках пьесы («Manifolders» Бенджамина Зервигона).
Вот как прокомментировала этот концерт Фарида Нуруллоева: «Несмотря на то, что я постоянно играю премьеры современных композиторов, но сольная программа, состоящая целиком из новой музыки, в моей практике впервые. Было не просто, особенно, в эмоциональном плане, пропустить новую музыку через себя, наполнив ее смыслами. Хотя в целом, получился необычный концерт, я бы выделила музыку трех авторов – Валентина Бездетко (Москва, Россия), Нины Перович (Черногория) и Бенжамина Зервигона (США), которым удалось написать интересные по замыслу и звуковому воплощению пьесы для органа. Рада, что смогла поработать с молодыми композиторами в рамках лаборатории, некоторые из них писали музыку для органа впервые. Надеюсь, что в будущем будут новые подобные проекты».
Большой удачей для казанских поклонников новой музыки стала возможность стать слушателями и зрителями концерта электроакустической музыки «Под напряжением» – совместного проекта Центра электронно-акустической музыки (ЦЭАМ) при Московской консерватории и Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) (серия концертов по городам России осуществлена при поддержке Президентского фонда культурных инициатив). Не случайным было и место проведения концерта – театр «Моң», модная площадка в Казани со своей зрительской аудиторией и с современным техническим оснащением.
Все композиции включали как минимум три компонента: звучание акустических инструментов, плюс записанные электронные звуки (или программу, реагирующую на звук) и видеоряд (на экране или в исполнении перформеров).
Перформанс Ольги Бочихиной под названием «Акустико-пространственные миражи – Сад» (для виолончели, баяна, фортепиано, двух перформеров и электроники), представляющий собой реконструкцию пространства дрезденского парка Цвингер, заворожил своими звуковыми красками и сложной словесно-музыкальной тканью, жаль, что визуальная составляющая потонула во мраке, и зрители почти ничего не увидели из того, что было задумано автором.
Весьма любопытным оказался словесно-музыкальный синтез в сочинении Фархада Бахтияри «Ṻn» («Звук») для скрипки, виолончели, флейты, кларнета, дафа и электроники, основанном на акустических эффектах в интонациях произносимых слов и отдельных фонем азиатских языков разными голосами и на процессе их компьютерных преобразований, дополненном видеорядом (видео-художник – Арам Карси). В итоге, получилась неожиданная картина звукового пространства Москвы. Тема города концептуально и оригинально также была воплощена и в электроакустических композициях Романа Пархоменко и Алины Мухаметрахимовой.
Зачастую в электроакустике роль музыкантов-исполнителей, если можно так сказать, обезличивается, растворяясь в мультимедийном действе. Исключением стали три композиции, в которых центром был баянист (Венедикт Пеунов): в «Новой пьесе» Алексея Наджарова для баяна, электроники и видео и в «Smart allienation» Игоря Сильвы для флейты, баяна, виолончели, ударных, электроники и видео.
Финальным аккордом концерта, приведшим публику в полный восторг, стало исполнение триптиха «Рельсы-Фабрика-Завод» Дешевова-Прокофьева-Мосолова в версии Николая Попова и Александра Хубеева (видео-художник Эндрю Квин).
К электроакустическому действу в Моң примыкает необычный по формату концерт «Fixed Media» из музыки молодых композиторов, сочинивших произведения для тубы и электроники. Исполнитель на тубе – лауреат Международных и Всероссийских конкурсов Никита Петяев, который так же, как Фарида Нуруллоева, принял участие в работе композиторской лаборатории «SynesthesiaCompositionWorkshop-2023». Концерт прошел в Доме-музее В. Аксенова в камерной обстановке.
Как признался Никита в беседе, композиторы по-разному подошли к созданию пьес для тубы и электроники. Елизавета Лобан (Беларусь) написала ироничный перформанс «Varjatka Kassandra» («Сумасшедшая Кассандра»); Вадим Генин (Самара, Россия) – остроумную электроакустическую пьесу «Шуточное задание повышенной сложности». Ивон Парадес (Перу) представила сонорную пьесу «Nebula» («Туманность») со звуками леса, а китайско-американскому композитору Сми Вонгу в своей также сонорной пьесе «Message» («Послание») удалось, как никому другому, в полной мере использовать мелодико-выразительные возможности тубы.
Никита Петяев – прекрасный музыкант, он не первый раз сотрудничает с молодыми композиторами, и у него есть опыт исполнения современной музыки для тубы соло, поэтому он владеет такими приемами, которые мало кто использует. Любимый его автор – норвежский композитор, виртуоз-исполнитель на тубе Эйстейн Бодсвик, две пьесы которого также прозвучали в концерте, наряду с фортепианными сочинениями Фараджа Караева и Франческо Филидея (в исполнении Аделины Гансвинд).
В рамках фестиваля казанская публика услышала необычный вокальный концерт «Музыка авангарда» в исполнении камерного дуэта «Таῆ». В его программу вошли четыре вокальных цикла: «Фацелия» С. Губайдулиной (на стихи М. Пришвина), «Флоре» Э. Денисова (на стихи Й. Атиллы), 3 стихотворения Марины Цветаевой А. Шнитке и Вокальный цикл М. Таривердиева на стихи Л. Мартынова. Эти циклы были объединены в моноспектакль, который «прожили» и представили на суд слушателей певица Айсылу Нуруллина (сопрано) и пианистка Аделина Гансвинд. Такую музыку в Казани не услышишь. Айсылу поразила не только вокальным мастерством, но и артистизмом и глубоким проникновением в поэтическое слово. Особенно выразительно был исполнен цветаевский цикл, в нем звучание «подготовленного» фортепиано усилило горечь и драматизм цветаевской поэзии, воплощенной в пении. Поставил этот спектакль
и оформил в смелом современном стиле Булат Гатауллин. В концерте также были исполнены фортепианная пьеса В. Сильвестрова «Китч-музыка»
и «Fraters» А. Пярта для скрипки и фортепиано (Анна Кашина, скрипка).
Ярким событием фестиваля стал концерт московского ансамбля Reheard, запомнившийся своим внешним колоритом (четыре красивые девушки в белом), ансамблевым мастерством, концептуальной продуманностью и изяществом программы, выстроенной вокруг темы природы, ее созерцания и взаимодействия исполняемой музыки с традицией. Прозвучавшие впервые в Казани сочинения Ульяны Купровской, Ольги Раевой, Анны Поспеловой, Тору Такемицу, Тристана Мюрая, Паскаля Дюсапина словно сложились в единую картину под знаком импрессионизма XXI века. Небольшой зал в ЦСМ с трудом вместил всех желающих послушать новую музыку, а в процессе концерта публика прониклась теплым чувством благодарности к музыкантам ансамбля (Алисе Гражевской, скрипка, Алене Таран, флейта, Ульяне Сибиркиной, виолончель, Ульяне Ловчиковой, фортепиано), что на концертах современной музыки случается не часто.
Что касается современной оркестровой музыки, то в этом году впервые оркестр ЦСМ выступил на открытии XIII фестиваля «Concordia» в Большом концертном зале им. С. Сайдашева. Получилось, что это событие как бы вклинилось в фестиваль «Звучащий дом Софии».
В программу концерта вошли разные по стилю сочинения: 5 и 6 части из Кончерто гроссо №1 Шнитке (солисты – Анастасия Каткова и Азат Нургаянов), «Поэма-сказка» Губайдулиной (с трогательным видео-комментарием автора), Концерт для камерного оркестра «Dumbarton Oaks» Стравинского и «Риф» Габриэллы Ортиз. Дирижировали – Дмитрий Железнов и Сергей Ферулёв.
Настоящим открытием концерта стала мировая премьера Поэмы для хора и оркестра «Шагыйрь» («Поэт») Миляуши Хайруллиной, написанной в 2023 году специально для Камерного хора республики Татарстан (под управлением народной артистки РТ Миляуши Таминдаровой), капеллы мальчиков Дмитрия Железнова и оркестра Центра современной музыки. Дирижировал премьерным исполнением Дмитрий Железнов.
В Поэме воплощен образ Поэта как образ Творца и Художника через стихи Габдуллы Тукая, Дэрменда, Мусы Джалиля, Хасана Туфана, Радифа Гаташа и Луизы Янсуар. Причем, хоровое исполнение поэтических строк символизирует принадлежность настоящей поэзии всему народу.
Миляуша Хайруллина, отвечая на вопрос, довольна ли она исполнением своего сочинения, отметила: «Для первого раза, считаю, что очень хорошо, хотя всегда есть то, что хочется улучшить. Все музыканты, и хор и оркестр, исполнили «Поэму» с большим воодушевлением. Несмотря на камерный состав, оркестр звучал ярко и мощно, а Дмитрий Железнов – идеальный дирижер для моего сочинения, потому что он управлял всем процессом с пониманием специфики хора». Слушатели очень эмоционально восприняли премьеру, устроив композитору и музыкантам овацию.
Последний, Заключительный, концерт фестиваля (в Казанской кирхе) также был посвящен оркестровой музыке, специально написанной для оркестра Центра современной музыки С. Губайдулиной молодыми композиторами, участниками лаборатории «SynesthesiaCompositionWorkshop-2023». Дирижировал Роман Пархоменко.
Лаборатория дает редкую возможность молодым композиторам написать оркестровое сочинение, проработать его с наставником и услышать свое произведение на концерте. В то же время лаборатория имеет огромное значение в приобщении музыкантов оркестра к новой музыке, к новым исполнительским техникам. С этой целью во время фестиваля прошла серия мастер-классов, которые провели музыканты МАСМ специально для отдельных групп оркестра.
Сложными по языку и по исполнительским техникам оказались сочинения: «Наргин» Туркара Гасимзаде (Азербайджан) и «Псевдо» Амира Халафа (Египет). Хотя азербайджанский композитор предпослал программу своей семичастной композиции, однако она слабо повлияла на восприятие и слушательские ожидания. А две сонорные пьесы: «Глаза рыбы в слезах» композитора Жан-Патрика Бесенграна (Франция-США) и «Вершина» Романа Пархоменко расположили к себе и исполнителей, и слушателей.
Самое интересное сочинение этого концерта – «Забытые песнопения» московского композитора Алины Мухаметрахимовой, в котором тонко соединились и мелодия «из детства» (по словам композитора, присутствовавшего на концерте), и новые тембровые средства выразительности.
Таким образом, фестиваль получился масштабный и разноплановый, он открыл новые композиторские имена, новые произведения и новых исполнителей.
Лаборатория в рамках фестиваля проводится в таком широком формате впервые. Более того, получилась лаборатория не только для композиторов, но и для казанских музыкантов-исполнителей. Трудно не согласиться с Романом Пархоменко, который считает, что цель лаборатории заключалась в том, чтобы на фестивале прозвучала самая новая музыка, которую мы редко слышим в Казани, и чтобы ее исполняли не только московские, но и казанские музыканты. Среди них: органистка Фарида Нуруллоева, исполнитель на тубе Никита Петяев, пианистка Аделина Гансвинд, певицы Айсылу Нуруллина и Виолетта Ченина, скрипачи Анна Кашина, Азат Нургаянов. И, конечно, свое мастерство и профессионализм в очередной раз, в год двадцатилетия коллектива, продемонстрировал Оркестр Центра современной музыки Софии Губайдулиной.
Организаторы фестиваля поднимают большое и важное дело, которое со временем должно дать плоды. Хочется пожелать команде ЦСМ, чтобы фестиваль двигался вперед, был актуальным и интересным, вовлекал в сферу современной музыки все больше и больше казанских музыкантов и композиторов, воспитывал своего слушателя, чтобы оркестр Центра С. Губайдулиной развивался и рос вместе с фестивалем и активно участвовал в продвижении музыки XXI века.
Татьяна Сергеева, музыковед,
музыкальный журналист,
доктор искусствоведения (Казань)
Поделиться
-
28.10.2024
мастер-класс маэстро Фёдора Леднева для молодых дирижёров
-
25.10.2024
Te salutant, Sofia
-
24.10.2024
Лекция композитора Дэцин Вэня