Центр современной музыки Софии Губайдулиной

Анонсы мероприятий

Новости

26.10.2018

24 октября - День рождения композитора Софии Губайдулиной, ставший

Днем радости вдохновения!

Конференция «Губайдулинские чтения» и уникальный концерт «Душа женщины», состоявшиеся 24 октября 2018 года были посвящены Дню рождения Софии Асгатовны Губайдулиной - выдающегося композитора современности.

Традиционно Центр современной музыки отмечает День рождения Софии Губайдулиной концертом – приношением великой женщине, ведь ей в этом году исполнилось 87 лет!

По отзывам участников конференции, в т.ч. профессора Казанской консерватории Л.А.Федотовой, конференция прошла очень живо и интересно.

По разным причинам не все докладчики сумели приехать в Казань, и гл. хранитель фондов Центра музыковед Р.Усеинова представила краткий обзор статей заочных участников конференции: доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории В.Н. Холоповой, генерального директора издательства «Сикорски» (Германия) Г.-У Дуффека, композитора В. Успенского, доцента Нижегородской государственной консерватории О.А. Москвиной, кандидата искусствоведения И.Р. Башаровой (Уфа), солиста Ансамбля «Студия Новой музыки» С.Чиркова (Москва). Представленные авторами темы были необычайно разнообразны и касались многих неисследованных страниц творчества композитора (см. программу конференции).

Участники конференции выступили с интереснейшими докладами. Кандидат исторических наук, доцент Института Международных отношений КФУ Миннуллин З.С. рассказал о просветительской и благотворительной деятельности династии Губайдуллиных; спецкорр интернет-радио «Mariinski FM», музыкальный редактор журнала «MusikuM» В.Александров (Москва) в своем выступлении «В молчании пауз и тишины», соединил эксклюзивные интервью с композитором и прокомментировал сочинения последних лет, исполненные в разных городах Европы. Музыковед, директор Московского Ансамбля современной музыки (МАСМ) В.Коршунова поделилась воспоминаниями о создании и первых годах деятельности Ассоциации Современной музыки Союза композиторов Москвы вначале 90-х гг, участницей которого была С.Губайдулина.

На профессиональном уровне прозвучали доклады композитора, ассистента-стажера Казанской консерватории Л.Абдуллиной «Монотембровый ансамбль в музыке С. Губайдулиной» и студентки Казанской консерватории М. Шатрашановой «София Губайдулина: на пути к «авангарду», подготовленные п/р профессора консерватории А.Л.Маклыгина.

Сотрудники Центра С.Губайдулиной приложат все усилия, чтобы в I квартале 2019 года увидел свет III выпуск сборника «Губайдулинские чтения», куда и войдут все вышеназванные тексты, а также некоторые эксклюзивные интервью.

Концерт «Душа женщины» был организован совместно с Казанской консерваторией имени Н.Г.Жиганова и прошел в том самом зале на Пушкина,31, где обучалась на фортепианном факультете консерватории и постигала азы композиции студентка Сонечка Губайдуллина.

Особенностью программы концерта стало то, что помимо сочинений самой Губайдулиной, представленная слушателям музыка композиторов Галины Уствольской, Елены Фирсовой и Кайи Саариахи ранее не звучала и впервые была исполнена в Казани.

И, конечно, такой подарок меломанам могли сделать только первоклассные музыканты - солисты Московского Ансамбля современной Музыки (МАСМ) - ведущего коллективова исполнителей современной музыки в России и главных партнеров нашего Центра. Несмотря на активную международную гастрольную и преподавательскую деятельность, музыканты МАСМа и его руководитель Виктория Коршунова считают участие в проектах Центра С.Губайдулиной для себя очень важным.

Открыла концерт пианистка Екатерина Чеботарева, студентка консерватории (класс проф. Э.В.Бурнашевой), с большим погружением исполнившая одно из ранних, но самых известных концертных сочинений С.Губайдулиной Чакону для фортепиано (1962).

Сочинение «Танцовщик на канате» для скрипки и фортепиано С.Губайдулиной (1993) прозвучало в исполнении солистов МАСМа Владислава Песина (скрипка) и Михаила Дубова (ф-но). «Человек, танцующий на канате, - это и есть метафора такого противопоставления: жизнь как риск – и искусство как взлет в инобытие (С.Губайдулина)

Инвенцию и «Токкату-тронкату» для фортепиано С. Губайдулиной с блеском исполнила ассистент-стажер консерватории Миляуша Хайруллина (класс проф. И.С.Дубининой).

Сочинение российского композитора Елены Фирсовой «Медитация в японском саду» для флейты, виолончели и фортепиано (1992) впервые в России и Казани исполнили солисты МАСМа Иван Бушуев (флейта), Илья Рубинштейн (виолончель) и Михаил Дубов (ф-но).

«Сочинять — значит выращивать в музыке красоту. Я считаю, что главным в нашем мире остаются искусство и красота. Это то, что оправдывает наше существование» (Е. Фирсова, с 1991 года живет в Англии).

Особые, трудно передаваемые чувства вызвало Трио для скрипки, кларнета и фортепиано (1949) Галины Уствольской (1919 - 2006), советского, российского композитора, ученицы Дмитрия Шостаковича. Исполнители – В.Песин (скрипка), Олег Танцов (кларнет), М.Дубов (ф-но).

«Ее сочинения поражали нетрадиционностью составов, экстремальностью динамики, необычной нотной графикой, поражали и отталкивали привыкших в музыке к ординарности, усредненности, ожидаемости» (композитор А.Радвилович).

Завершало программу концерта сочинение финского композитора Кайи Саариахо «Cendres» (Пеплы) для альтовой флейты, виолончели и фортепиано (1991). Удивительно тонкое сочинение, в котором «черты классической музыкальной традиции взаимодействуют с элементами новаторства», заворожило слушателей сочетанием почти зримой созерцательности и философской глубины.

Надеемся, что наш совместный подарок, сделанный ко дню рождения глубоко почитаемой Софии Асгатовны Губайдулиной, понравился всем почитателям музыки современных композиторов.

Поделиться